90 лет назад вышел фильм "Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной90 лет назад вышел фильм "Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной

90 лет назад вышел фильм "Молчи, грусть, молчи" с Верой Холодной


 

5 ноября 1917, 90 лет назад, на экраны страны вышел фильм «Молчи, грусть, молчи». Уже в день премьеры он стал самым кассовым хитом в истории немого кино, а актрису фильма Веру Холодную превратил в первую легенду российского кинематографа.

Задолго до выхода этой киноленты на экраны объявили предварительную запись зрителей на ее просмотр, а в день премьеры к кинотеатрам Москвы пришлось вызывать драгун для разгона обезумевших зрителей. На протяжении многих месяцев после первой демонстрации картина продолжала приносить кассовые сборы, как и в первый день проката, а Веру Холодную безуспешно попытался перекупить Голливуд, завистливо выдохнув: «Родилась звезда».

Вера Холодная возникла из белого полотна и синего струящегося света как черно–белое видение, заколдовав страну одним мгновением. Сказочная красота, эмоциональная мимика, скупые жесты… Никакой надуманности в движениях благодаря отсутствию театрального актерского опыта. Необыкновенная выразительность глаз. Всего три первых фильма Евгения Бауэра с Верой Холодной в главной роли — «Песнь торжествующей любви» (1914 г.), «Пламя неба» и «Дети века» (1915 г.) — и Российскую империю, от Москвы до самых окраин, охватила лавина фанатичной народной любви. По всей стране выстраивались километровые очереди, толпа выбивала окна и сносила двери с петель, стараясь попасть на сеанс. Первый российский киножурнал «Кино» обзавелся светской колонкой, посвященной Вере Холодной: все говорили, писали, думали и мечтали только о ней. Затмив голод, разруху, страх и крушение идеалов, Вера Холодная превратилась в живую легенду. А легенды эти, по мнению обывателей, не проживают обычной жизни.

 

Когда в 1918 г. о Вере Холодной решили сделать автобиографический фильм «Тернистый путь славы», сценарист и режиссер столкнулись с проблемой: снимать было не о чем! Никакого, собственно говоря, тернистого пути: проснулась знаменитой после первой главной роли в своей третьей в жизни картине. Никакого трудного, голодного или опасного детства: обычная среднеобеспеченная семья, любящие дочерей и друг друга родители. Непременное увлечение книгами, стихами, балетом и театром — необходимое для барышни тех лет образование. И, что оказалось хуже всего, — никаких будоражащих душу страстей, романов или неразделенной любви: первая и единственная любовь в 17 лет закончилась законным браком со скромным юристом Владимиром Холодным, а позже — рождением первой дочери Евгении и удочерением второй, Ноны. Обычная жизнь обычной женщины.

Вместо предполагаемых нескольких недель на съемки фильма ушли месяцы, а в результате вышло документальное кино с несколькими бытовыми сценками из жизни актрисы. Но и эта ничем не примечательная по драматургии картина собрала кассу не менее 30 тыс. рублей: зрители ломились в кинотеатры, дабы увидеть свою Королеву! И увиденное лишь подогревало интерес: журналисты и молва назначали ей в мужья первых красавцев экрана, вели счет застрелившимся любовникам. И если актрисе и ее семье слухи приносили одни огорчения, то Ханжонков продолжал зарабатывать — до 50 тыс. рублей приносил только один его кинотеатр от демонстрации фильмов с участием актрисы. У Ханжонкова Холодная снималась почти ежедневно, он запускал киноленту за кинолентой. В ущерб качеству росло количество, но зрителям было все равно, лишь бы на экране «шла Вера Холодная». Более того, предприимчивый деятель перед выходом картины, в которой Холодная не снималась, пускал слух о ее участии в ленте. Первые недели фильм приносил огромный кассовый доход, а в газетах появлялось объявление о том, что якобы по причине болезни актриса В. Холодная в такой–то картине участия принять не смогла. За три года работы с актрисой прозорливый кинопродюсер смог утроить свое состояние. Но тут, по истечению контракта, Холодная решила уйти в новое киноателье. И это в 1916 г., когда только за один год в стране было выпущено более 500 фильмов, продано 150 миллионов билетов в 4000 кинотеатров, в среднем по 50 копеек за сеанс. На каждый театральный билет приходилось 10–12 билетов в кино.

Московские кинодеятели пребывали тогда в шоке: предприниматель Дмитрий Харитонов, владелец крупнейшего в Харькове кинотеатра «Аполло» пошел ва–банк, тратя свое баснословное состояние на переманивание актеров высокими гонорарами. Неожиданный и смелый по тем временам ход! Так Харитонов «скупил» практически мгновенно всю киноэлиту того времени. Последней к нему ушла Вера Холодная — гонораров Ханжонкова не хватало, по старому контракту платили мало, а она осталась единственной кормилицей в семье: наследство бабушки потрачено, муж на фронте, на руках — больная мать и двое несовершеннолетних детей.

Теперь же обещанных гонораров хватает на безбедную жизнь, а сниматься приходится намного меньше. Харитонов не гонится за быстрой прибылью, он понижает цены на сеансы с ее участием, тем самым увеличивая приток зрителей в кинотеатры. Снимает кинохит «У камина» и его продолжение «Позабудь про камин — в нем погасли огни», выпускает, наконец, шедевр мирового масштаба «Молчи, грусть, молчи» (1917 г.). Он позволяет актрисе самовыражаться и высказывать свое мнение, чего не дозволено было делать у Ханжонкова. А самое главное — уже строит планы по завоеванию Америки и Европы, продавая на экспорт картины с участием Королевы Экрана по самой высокой цене. И вдруг 17 февраля 1919 г. в Одессе, в возрасте 26 лет, Вера Холодная умирает от быстротечной «испанки».

 

Желтая пресса, слухи, сплетни, пересуды на улицах… Все обсуждали не только загадочность смерти Веры Холодной, не желая принимать обыденность ее смерти как раньше не желали принимать обыденность ее жизни. Обсуждали также и то, что уход кинодивы потянул за собой вереницу неотвратимых изменений. Через два месяца после смерти жены умер Владимир Холодный, чуть позже ушла из жизни ее мать, дочерей увезла в Болгарию двоюродная сестра с мужем, исчезли в пучине революций имущество и заработанные деньги семьи. Еще девять месяцев пыталось продержаться на плаву ателье Харитонова, но один за другим его покинули операторы, режиссеры, артисты. И если в свое время Ханжонков после ухода актрисы лишь потерпел сокрушительное финансовое поражение, то Харитонов был полностью разорен. С уходом Веры Холодной закончился, по сути, золотой век российского немого кино, так же, как и исчезала навсегда с лица земли привычная жизнь.

Похоронили актрису в Одессе, на Первом христианском кладбище, которое в 1930–е годы закатали асфальтом под парк отдыха. В наследство потомкам осталось лишь 44 ленты, в которых с 1914 по 1919 гг. снялась Вера Холодная. До нашего времени сохранилось только пять, одна из которых — эпохальная «Молчи, грусть, молчи». Однако как не забывается первая любовь, так и Вера Холодная — первая любовь нашего кинематографа — осталась в памяти кинозрителей навсегда.

Фото с сайтов: liveinternet.ru; focus.in.ua;donna–malefica.livejournal.com

Источник: rockfeller.ru 

06/11/2007
15:04
ЛеРа