Пока я пишу эту статью, из ванной доносится тихий гул и шлепки. «Плюх, плюх, плюх!» - это работает стиральная машина-автомат. Как хорошо: заложил бельё, насыпал в контейнеры порошок и кондиционер, нажал несколько кнопочек – и занимайся, чем хочешь. Ну, можно изредка проверять, не подтекает ли шланг.
После долгого перерыва поговорим… Нет, не о странностях любви, но и о ней тоже. Поговорим, в связи с праздником марциальных мужчин, мужчин-защитников, о том, какими они бывают.
Вы, конечно, любите сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»? Ах, уже не любите? В вашем сознании прочно засели темы из балета Петра Ильича Чайковского, исполняемые каждый Новый год? Вам неоднократно приходилось ездить в театр с классом на этот балет, а теперь вы вынуждены вывозить на него же собственного ребёнка?
Забудьте об этом – давайте лучше под новогодней ёлочкой, обозначающей ритуально-сакральный Центр мира, поговорим о самой сказке. Точнее, о некоторых её персонажах.
 А теперь сделаем шаг в сторону от рождественской и новогодней ёлки и поговорим об альтернативе священному дереву.
Как уже было сказано, появление ёлки как рождественского и новогоднего дерева связано в нынешнем народном сознании с именем Петра Первого, как связывают с ним ещё очень много новшеств – например, распространение картофеля. Однако так же, как и в случае с картофелем*, царь-реформатор только совершил почин, получивший развитие гораздо позже.
Итак, вечнозелёная ель рассматривалась как дерево, символизировавшее вечную жизнь, круговорот жизни и смерти, связь живых и мёртвых, смертных и божественных сущностей. И такую связь усматривали не только германцы – так, например, ханты и удмурты тоже почитали ель.
Только заслышу польку вдали,
Кажется, вижу в замочною скважину: Лампы задули, сдвинули стулья, Пчелками кверху порх фитили, Масок и ряженых движется улей. Это за щелкой елку зажгли. (Б. Пастернак)
Мы привыкли к многочисленным журналам, в серединку которых вставлены листы с выкройками одежды, игрушек, аксессуаров… Отогни скрепочки – и вот она, выкройка. Когда-то в школе, на уроках домоводства, нас учили строить «лекала» и даже моделировать.
|